Ретроспектива технологии Фахверк
Фахверк − это не столько стиль в архитектуре (архитектурным стилем он стал позднее), сколько строительная конструкция или конструктивное решение, идущее из средневековья, представляющая собой стоечно-балочную конструкцию. Понятие «фахверк» немецкого происхождения (нем. Fachwerk, Fach – панель, секция, Werk – сооружение). Самое большое количество домов такого типа сохранилось в Германии, их около двух с половиной миллионов. Первые дома этого архитектурного стиля были построены в XII столетии в Германии, а расцвет с фахверкового стиля пришелся на XV в. Дома такой конструкции появились сначала в тех районах, где по берегам рек и морей было развито судоходство [1, с. 116]. Там всегда было много специалистов плотницкого мастерства, которые занимались постройкой и ремонтом кораблей. Из такого же леса можно было сооружать
и здания, что мастера успешно и делали.
Главной отличительной чертой фахверка является конструктивное решение. А именно деревянный каркас, который делит фасад на отдельные ячейки геометрической формы .
Фамильные гербы оповещали о владельце дома или принадлежности его к определенны
ремесленным цехам. Розетки символизировали солнце, приносящее семье изобилие
и плодородие. Также форма и расположение балок являлись символами. Балки, располагающиеся крест-накрест, как буква «X», означали «Андреевский крест», на котором распяли Святого апостола Андрея.
Как уже было сказано, фахверк не сколько архитектурный стиль, сколько особенность конструкции. Опираясь на это суждение, можно сказать, что самым древним фахверковым зданием является Пагода Хорю Гакумон-дзисм
Яркими примерами фахверковой архитектуры является ансамбль старых фахвер ковых домов немецкого города Кведлинбурга. Исторических зданий сохранилось более
1300. Большая часть из них построена 500-600 лет назад. На одной из улиц располагается самый старый сохранившийся да нашего времени фахверковый дом в Германии, построенный в XIII в. По некоторым данным дендрохронологии, этот дом построен из дерева, срубленного в 1310-х гг., по другим − в 1346−1949-х. В настоящее время здание приспособили под музей фахверка (рис. 2). Каркас данного дома состоит из стоек, балок перекрытия и ригелей.
Характерные особенности архитектуры барочных фахверковых церквей − красивые, покрытые декором дверные и оконные рамы и использование резных опор в интерьере. Примером может служить фахверковая церковь в Штумпертенроде, построенная в 1696−1697 гг.
Конструктивной особенностью является сложная структура стены. Над оконными притолоками используются дополнительные перемычки, потому что поверхности стены
между высокими окнами чересчур велики [3, с. 23]. Давление крыши и свода больше всего над окнами. Поэтому часть стены, на которую приходится основная тяжесть, укреплена
скрещенными балками; необходимую твердость стене придают и держащие ее скобы. Каркас представлен по всем традициям фахверка: стойки, балок перекрытия, ригелей,
угловых манов, кронштейна, поддерживающего эркер, винкель, Андреевский крест. История стиля фахверк в России таинственна и запутанна. Петр I, проехавшись
по Голландии и Германии, впечатлился европейской архитектурой, которая в то время была почти сплошь фахверковой. Прибыв домой, император повелел выстроить по новой
технологии здание Адмиралтейства (первая версия этого здания была фахверковой), здание 12 коллегий, аптеку [4, с. 45]. В северной столице появилась новая Иноземная слобода
с аккуратными фахверковыми домиками, почти не отличимая от европейской городской застройки.
Фахверк, несмотря на свою дешевизну, в России не прижился. Наиболее поздней постройкой стал дом в крепости Петерштадт. А дальше — затишье. Историки архитектуры объясняют подобный «поворот» тем, что якобы фахверк не подошел нашим суровым климатическим условиям. Дома промерзали. Возможно русский люд не хотел принимать
европейскую строительную моду. Ведь в Швеции, например, или Финляндии, странах с похожим климатом, такие дома с успехом возводились. Скорее всего причина в том, что
фахверковая технология строительства достаточно сложна, а в России специалистов соответствующего уровня было немного. И деревянные срубы для русского человека были ку-
да сподручнее.
Возрождение петровских традиций фахверка, после долгого затишья, началось уже в XIX в. Русские помещики начали строить в этой стилистике хозяйственные постройки: амбары, конюшни, хозяйственные дворы. До наших дней сохранился фахверковый амбар в усадьбе Гораи Лореров-Розенов в Псковской области. Выстояли фахверк-дача (Дача Гусвальд) и фахверк-вилла на Каменном острове в Санкт-Петербурге (рис. 4), существует фахверковая усадьба художника Василия Поленова в Тульской области. Оказались неподвластными времени дом Гиршфельда в Самаре и замок принца Ольденбургского в Гагре (Абхазия).
Пик популярности фахверка совпал с появлением нового «большого стиля» — модерн, который отчасти и является стилистикой фахверка. В разных частях света стали появляться дома в югендстиле (Германия), сецессионе (Чехия), русском модерне (Россия), использующие конструктивные «веточки», так характерные для стиля-родоначальника — фахверка.
Дом Гиршфельда в Самаре построен в конце XIX в., архитектор неизвестен.
Здание является ярким образцом, характерным для старинной немецкой архитектуры.
Этот жилой дом в Самара завораживает своей красотой и переносит в Германию на пару веков назад, откуда родом первый владелец дома судебный присяжный О.Г. Гришфельд.
Каждый фасад имеет неповторимую структуру, а здание в целом напоминает сказочный замок за счет круглого эркера с шатром и флюгерами на крыше. Фасады выполнены в
охристой цветовой гамме, на фоне которой выделяются темные деревянные балки (фахверк). Главный фасад имеет островерхий конек крыши. Главный фасад имеет ассиметричную, двухчастную композицию. Правая часть акцентирована ризалитом. Первый этаж левой части имеет две композиционные оси. Оконные проемы первого этажа прямоугольные, декорированы деревянными наличниками. Эта часть акцентирована эркером, поддерживаемым массивными кронштейнами. Окна эркера прямоугольные.
Подоконный карниз второго этажа отделан вертикальным тесом. Венчающий карниз поддерживается развитыми кронштейнами.
Первый этаж правой части акцентирован пятигранным эркером с тремя прямоугольными окнами. В уровне второго этажа – эркер, поддерживаемый массивными
кронштейнами. Второй этаж имеет одну ось. Тройное окно обрамлено деревянными наличниками. Эркер декорирован деревянными накладными геометрическими деталями.
Эркер имеет мансарду с двухскатной крышей. Окно мансарды с девятистекольным переплетом с фрамужным средником. Венчающий карниз декорирован пропильной резьбой.
Юго-западный фасад на первом этаже имеет две композиционные оси, декорирован деревянными накладными геометрическими деталями. Окна прямоугольные, декорированы деревянными наличниками. Второй этаж акцентирован эркером с двухскатной крышей, поддерживаемый кронштейнами и декорированный деревянными накладными геометрическими деталями. Окно эркера прямоугольное с деревянными наличниами. Угол фасада акцентирован эркером с конической крышей. Карниз поддерживается кронштейнами. Имеются брандмауэрные стены с западной, северной, южной частях здания из глиняного кирпича .
В 2000-х гг. мода на фахверк неожиданно вновь вернулась. В стекло-фахверковой архитектуре несущий каркас выполняется как из дерева, так и из железобетона и металла,
что послужило толчком для применения новых технологий строительства, приблизить ее к современным нормам комфорта. Можно сделать вывод, что дальнейшее преобразования каркаса здания приведет к новым формам здания и смешения с с различными архитектурными стилями. Технология фахверк способствует сохранению лесов на планете.
Сейчас широко применяют технологию конструктор. Все деревянные замки делаются на заводе, остаётся только собрать конструкцию.
Пространство между несущими балками возможно заполнить множество строительных материалов: кирпич, саман, различные современные панели, искусственный
камень, натуральный камень, сайдинг и т. д. На сегодняшний день самым актуальным заполнением стен стало стекло. Стеклянный фахверк не только эстетичен своим внешним
обликом, а еще очень технологичен и энергоэффективен. В силу своей конструкции стеклопакета (многослойный триплекс), который легко выдерживает значительные ветровые
и механические нагрузки, а также надежно удерживает в доме тепло, а здание имеет большую инсолируюмую площадь. Благодаря использованию технологии электрообогреваемого остекления фахверковые дома можно строить в суровых климатических условиях.
Таким образом, материалы, используемые в фахверковой конструктивной системе, экологически безопасны для человека и окружающей среды. В настоящее время
фахверк снова актуален. Благодаря доказанному экологическому качеству фахверковых строений все большее количество людей будет строить новые дома по фахверковой
технологии, а также проживать в реставрированных средневековых фахверковых домах.